Расшифровка древнего значения русской сказки о колобке(семитское "каббала"). Колобок. Русская народная сказка Важность зерновых культур

Колобок русская народная сказка


Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». - «Из чего печь-то? Муки нету». - «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на́ пол, по́ полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон;
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!

Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» - «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
У тебя, волка, не хитро уйти!

Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Где тебе, косолапому, съесть меня!»

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!..

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У медведя ушел,
У тебя, лиса, и подавно уйду!

«Какая славная песенка! - сказала лиса. - Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче». Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», - сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса - ам его! и скушала.

Версия 2

Жили-были дед да бабка.

Сидел как-то дед на печи, есть захотел, и говорит бабке:

Испеки-ка, бабка, колобок!

А бабка ему и отвечает:

Да ты что, старый! У нас уж, почитай, неделю муки нет!

А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось, наберётся муки-то на колобок!

Вот пошла бабка - по сусекам поскребла, по амбару помела, да наскребла таки муки на колобок! Замесила тесто, истопила печку, испекла колобок. Получился колобок и пышен, и ароматен. Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно - и покатился себе по тропинке, да за околицу. Идёт гуляет, песни распевает, гусей да кур пугает:

Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл!

Встретился колобку заяц и говорит ему:

А колобок ему в ответ:

Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! А от тебя, заяц, и подавно уйду!

Встретился колобку волк и говорит ему:

Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!

А колобок ему в ответ:

Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от деда ушёл и от бабы ушёл! Я от зайца ушёл, а от тебя, волк, и подавно уйду!

Встретился колобку медведь косолапый и говорит ему:

Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!

А колобок ему в ответ:

Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! Я от зайца ушёл, от волка ушёл, а от тебя, медведь, и подавно уйду!

Встретилась колобку лиса и говорит ему:

Колобок, колобок, румяный бок! Я тебя съем!

А колобок ей в ответ:

Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл! Я от зайца ушёл, от волка ушёл, от медведя ушёл, а от тебя, лиса, и подавно уйду!

А лиса и говорит:

Ах, как славно ты поёшь! Да вот, плохо я слышать стала. Сядь ко мне на нос, да расскажи ещё разок!

Колобок обрадовался, что его послушали, прыгнул лисе на нос и запел:

Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён!..

Но не успел он допеть, как лиса подбросила его носом, пасть раскрыла да и проглотила.

Поскрести по сусекам (значение ) — тщательно поискать.

Слово "сусек" означает — отгороженное в амбарах место для ссыпки зерна (Толковый словарь , 1935-1940) . Отсюда и значения выражения.

Слово "сусек" уже вышло из употребления и осталось только в выражении "поскрести по сусекам". До начала 20 века, слово "сусек" часто применялось.

Например, знаменитая сказка "Колобок" начинается с того, что старуха поскребла по сусекам и наскребла немного муки, из которой и испекла колобок:

"Жил-был старик со старухою. Как-то старик попросил: «Испеки, старуха, колобок».

- «Из чего печь-то? Муки нету».

- «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется ».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела , и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше."

Примеры

"Из пыльных сусеков наскребывали остатки серой массы, бывшей когда-то мукой, сдабривали ее шелухой картофеля и делали из нее подобие кокурок"

Каждый школьник точно знает, а каждый взрослый что-то помнит про устаревшие слова, которые, как известно, принято делить на две группы. Первая – это архаизмы, то есть те слова, что вышли из употребления и больше в языке не используются, но зато для них нашлись синонимы. Этими современными вариантами мы и пользуемся. Вот ряд самых распространенных примеров:

Длань – ладонь

Выя – шея

Рамена – плечи

Ланиты – щеки.

Ко второй группе относятся слова, называющие предметы или явления, которых больше нет. Это историзмы. Нет предмета, потому что он остался в каком-то «моменте истории», а значит, и слову в современном языке делать нечего. Нет нынче царей, государей, теремов боярских, да и самих бояр тоже нет. Употребляем историзмы только тогда, когда говорим о конкретном историческом периоде.

Столкнешься с таким вот историзмом, и иной раз оторопь берет. Что за слово непонятное? Где до этого времени жило? Что обозначает? Порой сразу в словарь лезть времени нет, а иной раз и Лень с Неохотой так одолеют, что сдаешься на их милость. Вскоре о неизвестном слове забываешь, так оно и остается неразгаданным.

Собственно, так и было со словом «сусеки». Если честно, то варианты объяснения слова «амбар» тоже понадобились. Было это в «глубоком» детстве, потом слово забылось и выплыло в тот момент, когда сказка «Колобок» стала настольной книгой дочери, а потом и сына. Слово «амбар» объяснила, подведя к сараю. Добавила только, что хранят там не инструменты, мотоцикл и велосипеды, как у нас, а зерно и другие продукты.

Сусек, естественно, показать не сумела, а и дети не слишком настаивали. Но мое любопытство не унималось и требовало удовлетворения. Узнав, что такое сусек, а потом и увидев его, разочаровалась. Ну, нет в этом слове ничего сказочного, и объяснение у него простое, даже прозаическое, и вид не особо презентабельный. Оказалось, что правильно построенный амбар – это настоящее хранилище разных съестных запасов. И для каждой придумано и сооружено свое место. Под потолком, на балке, сушатся лечебные травы, грибочки, яблоки и веники для баньки. А внизу, на полу, хозяин обязательно мастерил деревянные лари.

Плотницкий топор бревно сёк, то есть рубил его или засекал. А потом нужно было закромить ларь, то есть обшить досками. От этих глаголов и возникли разные названия сусека. В одних областях его называли ларь, в других – отсек, в третьих - кадь, наверняка, используя как разновидность слов «кадка» или «кадушка». А были еще короба и дупляники, которые делали только из липы.

Итак, сусеки сколачивали из деревянных досок, потом дополнительно обшивали. Делали непременно с крышкой, да с такой, чтобы ни одной щели, даже самой узкой в них не было. Оно и понятно: мыши-полевки, как похолодает, сразу же в такие амбары переселяются. Да и не только им хозяйские запасы по ночам снятся. Разная лесная и степная живность стремится подкормиться чужим добром. Одни только крысы чего стоят!

Форма у сусеков была разная. Иногда их делали в виде круглых чанов, но чаще все же использовали прямоугольную форму. Глубину регулировали, исходя от роста хозяев, а количество сусеков зависело от благосостояния и надежд на грядущие урожаи. И обязательно делали в ларе небольшой наклон, чтобы хозяйке было удобнее набирать муку, зерно или овощи. А рядом на полу делали приступочку для детей и людей небольшого роста.

Выглядел амбар солидно. По краям располагались не очень большие сусеки-лари, с теми запасами, которые предназначались для еды. У центральной стены или у одной из боковых выстраивали огромный отсек для посевного зерна. На полках-лавках стояли жбаны с маслицем, с сушеными ягодами и кадки с соленьями. То есть все запасы представляли собой урожай, выращенный и собранный семьей. Только картофель хранили отдельно, обычно в ямах, вырытых в отдельном помещении – в сарае.

Что же получается? Загадочное слово, этот сказочный сусек, оказывается, обычный деревянный ящик. В нем действительно можно было поскрести и помести, чтобы набрать немножко муки. Правда, мука будет уже не самая лучшая, да еще и с мусором. Но какие претензии к остаткам, да еще в голодное время?!

Класс: 1

Цель:

  1. Пробудить внимание детей к слову, научить некоторым приемам толкования значения слова, вызвать стремление узнавать значение непонятных слов.
  2. Учить детей связно выражать свои мысли, воспитывать культуру речевого общения, формирование выразительности речи.
  3. Способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия.
  4. Содействовать сплочению детского коллектива.

Оборудование: сказка с иллюстрациями, картинки, на которых изображены короб, крылышко, сусек, горсть, готовое соленое тесто, дощечки, баночки с водой, салфетки, толковые словари.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.

2. Вводная беседа.

Ребята, вы любите путешествовать?

За чистым – чистым полем, за дремучим – дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть сказочный город.

Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть. Жить – поживать в этом городе одно удовольствие. А называется этот город “Сказка”!

Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня, мы с вами и отправимся путешествовать в сказку.

Скажите, кто из вас знает сказку “Колобок”?

Наверно, вы можете и рассказать ее. Давайте вспомним начало этой сказки. Послушайте и скажите, какие слова вам непонятны, то есть непонятно, что они обозначают.

3. Формирование новых знаний.

“Колобок”

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

Поди-ка ты, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Ребята, кто заметил хотя бы одно незнакомое, непонятное слово? Поднимите руки. А кто два? Три? Четыре? Назовите эти слова? (“Короб”, “сусек”, “крылышко”, “горсть”).

А может быть, кто-нибудь объяснит, что значит “крылышком поскребла”? Что значит “короб” (“сусек”, “горсть”)?

Я подготовила картинки, на которых изображены эти предметы (на доску прикрепляются картинки).

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

Помогают ли рисунки уяснить значения слов, лучше понять сказку? (Да, теперь мы знаем, что муки у старика со старухой было очень мало, можно сказать, совсем не было).

Можем ли мы теперь представить себе, какой величины был колобок, если муки на него пошло горсти две? Покажите руками, какой величины, по-вашему, был колобок. Да, наверное, маленький.

Давайте попробуем теперь растолковать непонятное слово, разъяснить его значение.

Что же такое короб? (Это изделие, в которое можно уложить то, что нужно сохранить или перенести).

Сусек? (Большой деревянный ящик, в котором хранится мука или зерно).

Горсть? (Количество чего-нибудь, которое помещается в руке, если мы сложим ее так, как будто хотим что-нибудь зачерпнуть).

Крылышко? (Отрезанное и засушенное гусиное крыло). Существуют специальные толковые словари, в которых можно найти объяснение слова. (Демонстрирую несколько толковых словарей, читаю толкование слов, которые разбирались на уроке).

Итак, сделаем вывод: “Непонятное слово можно объяснить при помощи толкового словаря.

Замесила старуха тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простыть. Пока колобок остывает, давайте и мы себе колобка сделаем. (У детей на партах лежит готовое соленое тесто.)

4. Практическая работа. (Уч-ся самостоятельно лепят колобка.)

Краткое описание процесса приготовления теста.

(Смешайте муку и соль. Залейте водой и замесите тесто. Готовое тесто положите в холод на 2 часа.)

Продолжаем сказку.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, – и покатился по дорожке.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Колобок, колобок! Я тебя съем!

Нет не ешь меня косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

(Дети поют хором).

Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусеку скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, заяц, не хитро уйти.

5. Итог урока.

Как можно объяснить непонятное слово?

Какие задания вызвали интерес? Почему?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

6. Домашнее задание.

Дать объяснение слову “завалинка”.

И намела кое-каких рукоделок непоказанных:)))) Первая-это открытка для новорожденного мальчика, которую я успела сделать еще перед тем, как глаза почикала;)))

Позже уж так я маялась от безделья, что душа не выдержала и попыталась сотворить коробочку-шкатулку из набора для детского творчества, который лежал у меня давно, я несколько раз порывалась это все сделать, но руки не доходили. А тут вот дошли (не вышивка все-таки;)))... Написано что все легко и просто, но то ли я совсем слепая, то ли набор не для детей 7 лет. Этот натуральный шпон все время норовил сломаться, а уж обклейка полосочками... Мучилась-мучилась, склеила кое-как. Украсила кружевами и тесьмой, в т.ч. чтобы скрыть огрехи.

А вообще, если самим хочется позабавиться- можете взять, но для маленьких детей именно этот набор не советую. Вот как он выглядит

Ну и еще не могла не сделать один блокнот. Идея возникла давно, изначально там многое должно было быть по-другому, но поскольку вышивка мне сейчас ну совсем никак, да и скраповые детали пришлось тоже упрощать, то, как говорится, что выросло, то выросло... Совсем скоро у нашей известной мастерицы Юлечки будет День варенья, то мне очень хотелось сделать ей что-то в ее вкусе. Не секрет, что Юля любит ключики и домики, поэтому вот вам, мадам, домик и ключик от счастья;))) А еще у меня была некая ассоциация с "Алисой в стране чудес" и теми бесподобными персонажами , которые Юля недавно создала. Почта нынче оказалась на удивление резвой, поэтому Юля подарок уже получила и мне не страшно его здесь показать.

Итка, блокнот А6 с нуля в винтажном стиле, тонированные листы (сколько их уже не помню ), ручной переплет, форзацы, штампинг, мягкая обложка за счет синтепона.